Ученые установили, что отдельные составляющие развития ребенка тесно связаны между собой. То есть развивая один навык, вы автоматически развиваете и другие.

Один из наиболее ярких примеров, который это иллюстрирует, - тактильный контакт. Это касается и детенышей других млекопитающих. Например, если детеныш обезьяны слышит, чувствует запах и видит своих сверстников, но не может к ним прикасаться, он вырастет с психическими расстройствами. А новорожденные дети, находящиеся в отделениях интенсивной терапии, быстрее набирают вес, регулярнее дышат и, как следствие, быстрее выписываются, если к ним «кожа к коже» кто-то регулярно прикасается.

Развивают прикосновения и умственные способности: у недоношенных детей, которым делали массаж, результаты визуальных тестов в раннем детстве лучше, чем у тех, кто отказался от массажа в силу тех или иных причин.

В этой связи внимания заслуживает уникальные эксперимент: контрольной группе детей в возрасте около 3-х месяцев одевали варежки с липучкой, которым они могли захватывать легкие и тоже липкие блоки. Поразительно то, что через две недели дети в контрольной группе не только активнее двигались и интенсивнее проявляли «хватательные навыки», чем их сверстники, но в их взгляде было гораздо больше осознанности, что характерно для детей пятимесячного возраста.

Другими словами, все органы чувств ребенка связаны больше, чем мы можем себе представить. Это не значит, что нужно бежать в магазин за парой "липучих рукавичек", ведь прикасаясь, держа или щекоча малыша, вы посылаете в его мозг сигналы, на которые он самым удивительным образом непременно даст ответ.